1 - 10 11 - 20
21 - 30
31 - 40
41 - 50
Next Last
|
Cuprum
Message Maniac
From: Барнаул
Messages: 833
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
Журнал "М-Хобби" 7/2010
Автор: Михаил ЖИРОХОВ
фотографии из архивов автора и Г. Петрова.
Рисунки Александра КАЗАКОВА
Автор выражает искреннюю признательность Г.Ф. Петрову за предоставленные фотографии и помощь, оказанную при подготовке материала.
КОКАРДЫ НА ПЕРКАЛИ
Гражданская война в России. Красный Воздушный флот
В новосозданном Красном Воздушном флоте первое время (некоторые исследователи говорят даже об осени 1918 г.) массово применялись царские кокарды, чему есть многочисленные фотодоказательства. Причем зачастую знаки сохранялись по одной прозаической причине - отсутствия краски.
Однако с началом активных боевых действий на большинстве самолетов РККВФ кокарды стали закрашиваться той краской, которая была под рукой. Прежде всего, это были красная и черная краски, как самые распространенные. Хотя задокументированы также случаи использования светлых тонов (так как фотографии были черно-белые, то точно определить, какой именно был их цвет, на сегодняшний день невозможно). В частях, понятное дело, бывало всякое - например, у тех же «Муромцев» закрасили не только круги, но и характерные треугольные вымпелы.
Однако примерно в марте 1918 г. по инициативе первого командующего Красной Армии Льва Троцкого появился первый опознавательный знак КВФ: красная звезда, но не с прямыми, а с выпуклыми лучами. Фактически это была не звезда, а цветок Мандрагоры - по римской мифологии любимый цветок жены бога войны Марса. Причем этот знак первоначально рисовали лучом вниз. Однако позднее лучи стали как бы спрямлять, и звезду повернули вверх лучом - в таком виде она оставалась опознавательным знаком советской авиации до 1991 г.
Однако были и исключения. Так, летом 1918 г., действовавшая в районе Казани авиагруппа 5-й армии имела в качестве опознавательного знака черные пятиконечные звезды, к тому же еще и перевернутые! Противники с негодованием и некоторой опаской воспринимали такие знаки, ведь если согласно оккультным представлениям красная звезда с направленным вверх лучом воспринимается как символ белой магии, то с перевернутым - уже как символ темных сил. Впрочем, по одной из версий, пятиконечная звезда вообще символ масонов и сатанистов.
Позднее к этому дьявольскому пантеону добавились изображениями чертей, чертенят и черных кошек. Что интересно, «красным соколам пролетариата» была не чужда мистика, поэтому откровением для многих стали такие мистические знаки как свастика или символ Инь-Янь. Немалое распространение получили и достаточно безобидные рисунки, которые были персональными эмблемами летчиков. Это были, прежде всего, полуобнаженные и полностью обнаженные женщины, летящие птицы, луки, стрелы. Интересно, что практически не отмечено использование каких-нибудь коммунистических или революционных лозунгов.
В ходе войны появились и новые отрядные эмблемы. Полностью систематизировать их не представляется возможным, но известно, что красная стрела с птичьим крылом стала эмблемой 27-го РАО, а машины 13-го РАО несли на борту разнообразные композиции с обязательным присутствием чертей (вероятно, тут не последнюю роль сыграл «несчастливый» номер отряда).
Дать внятное описание всех эмблем красной авиации времен Гражданской войны в относительно небольшой статье невозможно, отметим только, что такого разнообразия и обилия рисунков не было в авиации ни одной страны мира в период с 1914 по 1920 гг.
Однако с формированием регулярной Красной армии к 1920 г. анархизм в обозначениях пошел на спад. Обязательным стало наличие пятиконечной звезды красного цвета. Правда, при этом зачастую в центре рисовали плуг и молот (белой или желтой краской), серп и молот или все те же «адамовы головы». Каждое подразделение, кроме того, выбирало свою эмблему. При этом наблюдалась некоторая преемственность с отрядами бывшей российской авиации, ведь многие летчики по разным причинам перешли на сторону красных.
Партийные органы понемногу стали прибирать «к рукам» летную вольницу, при этом исчезли практически все персональные эмблемы. Хотя в ходу по-прежнему оставались отрядные обозначения. Так, в ходе советско-польской войны 1920 г. один из отрядов истребительной группы Кожевникова имел эмблему в виде белого круга на красном фоне, у другого эмблемой была летящая комета.
Окраска и обозначение самолетов белой авиации и авиации независимых государств, возникших после распада Российской империи, несколько выходит за рамки статьи - к этой теме мы планируем вернуться в дальнейшем. Отметим только, что в белой авиации придерживались преимущественно старых царских кокард, прежде всего из-за того, что перекрашивать аэропланы не было ни времени, ни желания. Только этим можно объяснить и тот факт, что поступавшие от союзников по Антанте самолеты не перекрашивались совсем и летали с оригинальными обозначениями и опознавательными знаками.
Гораздо большее разнообразие наблюдалось в авиации различных новообразований, возникших в ходе Гражданской войны. Так, в Донской авиации отличительным знаком был черный треугольник, а в Уральском казачьем войске - двуглавый орел без короны.
"Newport" 23 13th Kazan aviation detachment, airport Sokologornoe, March 1920. Pay attention to the traditional for this detachment the same composition with the devil.
«Ньюпор» 24-бис из состава 27-го разведывательного авиаотряда. Обратите внимание на так называемый подогреватель топлива, предназначенный для обогрева бензобака выхлопными газами.
"Newport" 24 bis from the 27th Reconnaissance aviation detachment. Pay attention to the so-called fuel heater designed to heat the gasoline tank exhaust gases.
«Ньюпор» 23, неизвестная авиационная часть, 1918г.
"Newport" 23, an unknown air unit, 1918.
Авария «Ньюпора», место съемки и принадлежность самолета установить не удалось.
Accident, "Newport", place and belonging aircraft could not be established.
«Ньюпор» 21 красвоенлета Ларичева, 34-й авиаотряд, Южный фронт, 1919 г. Самолет несет нестандартные опознавательные знаки в виде красных пятиконечных звезд, вписанных в белые круги с черной окантовкой.
"Newport" 21 red military pilot Larichev, 34th Aviation Detachment, the Southern Front, 1919. The aircraft is unusual markings in the form of red five-pointed star inscribed in a white circle with a black border.
Богато разукрашенный «Ньюпор», 1918-19 гг.
Very decorated "Newport", 1918-19.
Типичный симбиоз начала Гражданской войны. На одном из истребителей уже закрашены национальные кокарды, на другом - нет.
Typical symbiosis the early Civil War. On one of the red fighters have been closed in red paint the national cockades, on the other - no.
Аэродром Московской авиашколы, 1919-1920 гг.
Airport Moscow flying school, 1919-1920.
Трофейный германский LVG в РККВФ.
Captured German LVG in RKKVF (Worker-Peasant Red Air Fleet).
|
Cuprum
Message Maniac
From: Барнаул
Messages: 833
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
"Newport" 23 - 13 Kazan aviation detachment, March 1920
"Newport" 24 bis of the 13th Kazan Reconnaissance Aircraft Detachment, Northern Tavria, March 1920
"Newport" 21 - unknown air unit, Summer 1919
Bristol "Fighter", captured on the Polish front and included in the 1st Soviet military aviation group.
"Newport" 24 bis of the 13th of MAO, the 4th Fighter Division, the Polish front, in May 1920
SPAD VII of the 10th Fighter aviation detachment, the Polish front, Slavnoe airfield, May 1920
"Newport" 17 - the commander of the 10th Reconnaissance Detachment Y.A. Kuznetsov, Eastern Front, Fall 1919
"Newport" 24 bis - 2nd Fighter Aviation Detachment, 1st Soviet air group, the Urals, Winter 1918/19
"Farman" unknown air units, Turkestan front.
"Newport" 21, 34th Aviation Detachment, the Southern Front, 1919
Sopwith "Triplane" - the only aircraft of this type came to Russia.
Sopwith 1 1/2-Strutter, 3rd Reconnaissance Aircraft Detachment of the 5th Army, Eastern Front, summer 1920
"Newport" 24 - a military pilot Yuri Gilevich of 3rd Artillery aviation detachment RKKVF (Workers' and Peasants Red Air Fleet), which in June 1919 defected to the Poles.
|
Николай
Registered User
From: Воронеж
Messages: 1585
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
Очень, очень хорошую тему ты поднял, Михаил. Думаю, стоит добавить сюда и отрывок из книги Хайруллина и Кондратьева "Военлеты погибшей империи":
http://lib.rus.ec/b/131476/read#t2
Остановимся на внешнем облике советских аэропланов той романтической эпохи. Сперва он был точно таким же, как и до революции. Рабоче-крестьянский Красный Воздушный флот (РККВФ), родившийся весной 1918 года из остатков царской авиации, унаследовал от нее не только сотни самолетов, объекты инфраструктуры и иное имущество, но и знаки государственной принадлежности, а также эмблемы различных частей и подразделений.
В течение более полугода после революции на всех аэропланах сохранялись трехцветные красно-сине-белые концентрические круги («кокарды»), которые являлись опознавательными знаками российской авиации как при царе, так и при временном правительстве. Эти круги начиная с 1914 года в обязательном порядке наносили на крылья (у бипланов – сверху, на верхнее и снизу, на нижнее), а также на рули поворота самолетов российской постройки. У самолетов, полученных из-за границы, руль поворота, как правило, был раскрашен вертикальными полосами цветов российского флага. Нередко «кокарды» рисовали также на бортах фюзеляжа за кабиной (у самолетов с тянущим винтом), либо на бортах фюзеляжной гондолы (у двухместных аэропланов с толкающими винтами). Иногда они встречались даже на дисках колес и консолях стабилизатора.
Отмена большевиками трехцветного национального флага и введение, вместо него, красного полотнища с буквами РСФСР поначалу никак не сказалось на облике боевых самолетов. И только вступление красной авиации в Гражданскую войну заставило обратить внимание на этот вопрос. Ведь на самолетах белых армий были те же самые опознавательные знаки, что и на советских. Сперва авиаторы решали проблему самостоятельно. На многих машинах трехцветные круги закрасили красной краской, получив что-то вроде японских эмблем «восходящего солнца». Наиболее часто это встречалось на самолетах Урало-Сибирского фронта. Вероятно, красные летчики попросту не знали, что точно такой же опознавательный знак используется военной авиацией Японии. Интересно, что, судя по фотографиям, на некоторых машинах перекрасили только хвостовые «кокарды», а на крыльях они оставались прежними. Иногда красные круги имели белую обводку.
Забегая немного вперед, отметим, что когда весной 1919 года Красная Армия захватила на Украине более десятка германских аэропланов, брошенных немецкими войсками, черные кресты на хвостах и на фюзеляжах этих машин также закрасили красными кругами, оставив на крыльях прежние эмблемы. Такие «комбинированные» опознавательные знаки были, в частности, на LVG C.VI красвоенлета Ф.Граба и на DFW C.V летчика Тарасова.
На тяжелых бомбардировщиках «Илья Муромец», которые базировались в Липецке, закрасили не только круги, но и трехцветные вымпелы, изображенные на бортах фюзеляжей, превратив их в вытянутые красные треугольники.
А у самолетов Костромской авиагруппы, воевавших на Северном фронте, красные круги на крыльях были дополнены белыми изображениями «адамовых голов» (череп и скрещенные кости). Такие же черепа, нарисованные на красном фоне, взирали своими пустыми глазницами с рулей поворота.
Иногда трехцветные круги закрашивали не красной (возможно, из-за ее отсутствия), а белой, либо какой-то иной светлой краской, которая на черно-белых фотоснимках выглядит бледно-серой. Так поступили, в частности, в Астраханском авиаотряде и в Егорьевской авиашколе.
Между тем большинство советских аэропланов летом и осенью 1918 года продолжали летать со «старорежимными» символами.
Первый задокументированный факт появления на самолетах РККВФ пятиконечных звезд относится к Казанской операции. Но звезды были не красными, а ... черными! Об этом свидетельствуют мемуары начальника штаба авиации Восточного фронта Григорьева, а также материалы тогдашних советских газет, где применительно к авиаторам встречается выражение «наши чернозвездные соколы».
Трудно сказать, что обусловило такой выбор цвета. Возможно, просто имевшаяся в наличии краска или же черные знаки выглядели более контрастно на фоне деревянной и полотняной обшивки. Есть и другая версия: судя по фотографии самолетов 1-й Советской боевой авиагруппы, сделанной во время боев под Казанью, черные пятиконечные звезды были тогда нарисованы на хвостах ее «Ньюпоров» (на крыльях оставались французские «кокарды», с которыми эти машины попали в Россию). Не исключено, что эмблема понравилась начальнику авиации Восточного фронта Юнгмейстеру, и поэтому 23 сентября 1918 года он издал приказ: «В целях успешной борьбы и во избежание досадных ошибок приказываю всем авиационным частям фронта ввести одинаковые отличительные знаки: на концах крыльев сверху и снизу, а также на хвосте – черную пятиконечную звезду на белом фоне. Всякий самолет, не имеющий таких знаков, будет обстреливаться».
Однако, поскольку еще в мае 1918 г. в качестве официального символа Красной Армии была утверждена не черная, а красная «марсовая» звезда, осенью того же года тот же символ решили ввести и в авиации. Впервые это сделали в 6-й армии, воевавшей с белогвардейцами и интервентами на севере России. 29 сентября вышел приказ штаба армии, предписывающий изобразить на всех принадлежащих ей самолетах, вместо прежних опознавательных знаков, «красные звезды на круглых белых полях».
А 9 октября Главное Управление Военно-воздушного флота издало приказ № 6, гласивший: «Всем авиационным частям немедленно ввести одинаковые отличительные знаки на концах крыльев сверху и снизу и на хвосте самолетов. Отличительным знаком должна быть пятиконечная красная звезда».
Как видим, приказ довольно неконкретный. Из него не понятно, что, например, считать «хвостом самолета» – заднюю часть фюзеляжи или оперение. Не установлена точная форма, размер и положение знаков. Это давало широкий простор для импровизаций. Каждый отряд сам решал, как будут выглядеть звезды на его самолетах. Нередко их рисовали прямо поверх «царских кокард» либо вписывали в центральный белый круг. Или же «кокарду» целиком закрашивали белой краской, отчего звезда также получалась изображенной на белом круге, но более крупных размеров.
Порой звезды рисовали в тонкой белой, либо черной окантовке, к которой иногда добавлялась столь же тонкая черная окружность, вписанная в центр (эта разновидность ОЗ сохранилась в советской авиации вплоть до конца 1930-х годов). Известны также звезды с расширяющимися лучами, напоминающие цветы с пятью лепестками или же «рельефные» звезды, нанесенные красками двух оттенков, из-за чего они казались выпуклыми.
На фотоснимках самолетов морской авиации времен Гражданской войны (причем как на колесных машинах, так и на летающих лодках) часто можно видеть маленькие пятиконечные звезды на белом круге, окруженном двумя широкими красными кольцами с белым просветом между ними. Такие эмблемы встречались в различных подразделениях и на разных фронтах. Это дает основания предположить, что они не являлось плодом чьей-то местной инициативы, а были утверждены приказом по флоту. Однако самого такого приказа найти пока не удалось.
В центре звезды порой изображали желтой или белой краской скрещенные молот и плуг, как на металлических звездочках, которые носили на головных уборах военнослужащие Красной Армии (в 1924 году с целью упрощения и унификации с советским гербом эта композиция была заменена серпом и молотом).
Приказ о повсеместном введении «марсовых» звезд был разослан по авиаотрядам еще в октябре – ноябре 1918 года, однако далеко не везде он выполнялся быстро и неукоснительно. Авиаторы Восточного фронта еще более года оставались верными своим черным эмблемам. Правда, есть данные, что иногда их рисовали не на белом, а на красном фоне. Так, по воспоминаниям очевидцев, выглядел истребитель «Ньюпор-17», принадлежавший командиру 10-го разведывательного авиаотряда Кузнецову.
В некоторых частях круги долго не меняли на звезды по весьма прозаичной причине – из-за отсутствия красной краски. Другие отряды просто не хотели отказываться от собственной «геральдики». Особенно это касалось хвостов самолетов-истребителей, где многие летчики еще со времен Мировой войны привыкли изображать отрядные эмблемы. Хотя это и являлось нарушением вышеупомянутого приказа ГУВВФ, на подобную «вольность» в те времена смотрели сквозь пальцы.
Так, в 1-й Советской авиагруппе после объявления черных звезд единым опознавательным знаком авиации Восточного фронта в качестве собственного знака отличия стали рисовать бывшую личную эмблему командира группы И.У. Павлова – изогнутую дугой и направленную вниз оперенную стрелу. В 1-м отряде стрела была черная на белом фоне, а во втором – белая на черном. В обоих случаях стрелы изображались на рулях поворота, соответственно, звезды у этих самолетов наносились только на крылья.
То же относилось к 10-му (эмблема – белый круг на черном фоне), 11-му (комета с белым хвостом на черном фоне), 12-му (руль поворота раскрашен тонкими диагональными полосками красного и белого цветов) и 13-му (черно-красная буддистская эмблема «инь-янь» на белом фоне) истребительным отрядам 4-го авиадивизиона РККВФ.
Рули поворотов «Ньюпоров» из 39-го «Железного» авиаотряда украшали изображения земного шара, обвитого белой лентой. Пожалуй, наиболее «брутально» выглядела символика 18-го разведывательного отряда, сформированного на базе Костромской авиагруппы. Как уже говорилось, на хвостах самолетов этой группы скалились белые черепа, они же были нарисованы поверх красных кругов на крыльях. Когда, вместо кругов, летчикам приказали нарисовать звезды, они все равно оставили свои мрачные символы на рулях поворота, а также вписали их, слегка уменьшив в размерах, в центр звезд на нижнем крыле.
Не менее распространенным было нанесение отрядных эмблем на борта фюзеляжа. Так, на всех самолетах 27-го РАО изображалась красная стрела с птичьим крылом. Эмблемой 3-го корпусного отряда (позже – 4-й истребительный) являлась стилизованная голова индейца в уборе из перьев. Аэропланы 13-го разведывательного «Казанского» отряда, прозванного за свой номер «чертовой дюжиной», несли на бортах разнообразные композиции с чертями, причем, судя по фотографиям, ни одна из них не повторялась. Очевидно, летчики, служившие в этом отряде, не страдали суеверием.
Между тем, надо отметить, что отрядные эмблемы были отнюдь не повсеместным явлением в РККВФ. Большинство авиаотрядов никаких собственных графических обозначений на самолетах не имело и вполне обходилось без них.
Отдельного разговора заслуживают индивидуальные эмблемы пилотов. Мода на них зародилась в российской авиации еще в годы Первой мировой войны и расцвела пышным цветом во времена войны гражданской. Особенно она была распространена среди истребителей. Характер изображений, которые располагались на бортах фюзеляжей либо на хвостах самолетов, зависел только от фантазии заказчика и таланта исполнителя (нередко сочетавшихся в одном лице) и варьировался от примитивных «граффити» до подлинных произведений искусства. Отдельные примеры подобного творчества, дошедшие до нас благодаря уникальным фотодокументам, приведены в качестве иллюстраций к данной книге.
Сразу обращает на себя внимание, что среди изображений явно преобладает жутковатая «инфернальная» тематика: ведьмы, скелеты с косами, черепа, черти. Правда, большинство из них изображены в своеобразной юмористической манере и не столько страшны, сколько забавны. Возможно, таким образом летчики хотели продемонстрировать свою «крутизну», бесшабашность и презрение к смерти, которая постоянно ходила за ними по пятам.
На втором месте по численности различные «ню» – изображения полуобнаженных и полностью обнаженных женщин. Эти фривольные картинки являются уникальным явлением в советской авиации и свидетельствуют о той раскрепощенной атмосфере, которая царила в РККВФ на раннем этапе его существования. В дальнейшем военное начальство и политические органы никогда не позволяли пилотам рисовать на своих самолетах подобную «похабщину».
Чуть реже встречались реалистичные либо шаржированные изображения животных и птиц, еще реже – различные надписи.
Интересно, что среди пилотских эмблем почти полностью отсутствует так называемая революционная символика (красные флаги, сжатые кулаки, серпы, молотки и т.д.), а также карикатуры на «буржуев» и белогвардейцев. Практически не было и коммунистических, либо революционных лозунгов (единственное известное исключение – «Сопвич» из 3-го разведотряда с надписью «Первомайский труд»). Все это лишний раз свидетельствует об аполитичности большинства пилотов, мобилизованных в Красный Воздушный флот, но при этом весьма далеких от большевистской идеологии.
Рассказ об окрасках самолетов РККВФ времен Гражданской войны необходимо начать с того, что все их можно разделить на три большие группы: самолеты, построенные на российских предприятиях; машины, полученные из-за границы (среди них преобладала продукция французских заводов), а также – аэропланы, захваченные в качестве трофеев у интервентов и белогвардейцев (в основном, английского производства).
Относительно последних двух категорий можно сказать, что все эти самолеты были окрашены по стандартам, принятым в странах-производителях. В России они не перекрашивались, порой на них даже не меняли опознавательные знаки, благо цвета английской, французской и русской «кокард» были одни и те же, различалась только их последовательность.
Самый распространенный в красной авиации 1918—1920 годов тип самолета – французский истребитель «Ньюпор» различных модификаций. Во Франции подавляющее большинство этих самолетов до осени 1917 целиком окрашивали в серебристый цвет аэролака, смешанного с алюминиевой пудрой. Считалось, что добавление в лак алюминиевого пигмента делает полотняную обшивку более стойкой к разрушающему воздействию ультрафиолетовых солнечных лучей и атмосферной влаги. Так же красили самолеты, поставляемые в Россию. Иногда встречались «Ньюпоры», окрашенные сверху и с боков в двухцветный зелено-коричневый камуфляж. Позже появился более сложный пятицветный камуфляж, состоявший из двух оттенков зеленого, песочного, темно-коричневого и черного цветов. Но в нашу страну такие аэропланы попали буквально в единичных экземплярах. Среди множества фотографий красноармейских «Ньюпоров» времен Гражданской войны всего на одной виден самолет, расцвеченный подобным образом.
Французские истребители «Спад» S-VII, поступившие в Россию незадолго до революции, были светло-желтого цвета. Такую окраску имело обшивочное полотно, покрытое аэролаком без добавления алюминиевого пигмента. Металлические капоты и панели обшивки носовой части фюзеляжа тоже окрашивались полупрозрачным желтым лаком. Межкрыльевые стойки ни у «Ньюпоров», ни у «Спадов», не красили.
Поступавшие на вооружение белых армий английские самолеты Сопвич «Полуторастоечный», Сопвич «Снайп», Сопвич «Кэмел», «Де Хэвилленд» DH.9 и DH.9a, RAF SE.5, RAF RE.8, а также «Авро-504» были окрашены сверху и с боков в зелено-коричневый защитный цвет, который англичане называли PC 10 (Pigmented Cellulose Specification №10 – «пигментированная целлюлоза 10-го стандарта»). Снизу эти машины имели светло-желтый цвет полотна, покрытого аэролаком, такой же, как у «спадов». Алюминиевые капоты «Кэмелов», «Снайпов» и «Полуторастоечных», как правило, не окрашивались (краска плохо держалась на металле), равно как и деревянные межкрыльевые стойки.
Более полутора сотен британских аэропланов, захваченных красноармейцами в 1919—1920 годах на фронтах Гражданской войны, летали в составе Красного Воздушного флота в своей «родной» окраске. Только английские «кокарды» на них заменяли белыми кругами, поверх которых изображали красные звезды (иногда звезды рисовали прямо на «кокардах», без белой подложки), а рули поворота, которые у англичан были раскрашены в вертикальные красно-бело-синие полосы, перекрашивали в красный, черный либо в защитный цвет. Иногда на рулях рисовали звезды, либо эмблемы авиаотрядов, как на истребителе Сопвич «Снайп» красвоенлета Г. Сапожникова.
На самолетах, выпущенных на российских заводах за годы Первой мировой и Гражданской войн, использовались два основных типа окраски. Точнее, один, поскольку второй нельзя назвать окраской в прямом смысле слова. Он состоял в покрытии деревянных и полотняных поверхностей обшивки по образцу французских «Ньюпоров» прозрачным аэролаком (раствор целлулоида в ацетоне), в котором предварительно был размешан порошок алюминия.
В зависимости от количества алюминиевого пигмента в лаке и тонкости его помола, самолеты, окрашенные подобным образом, выглядели ярко-серебристыми, тускло-серебристыми, либо серебристо-серыми. Межкрыльевые стойки, капоты и металлические участки обшивки не окрашивались. Подобным образом красили самолеты, построенные в 1916—1920 годах на крупнейшем в России московском авиазаводе «Дукс», петроградском заводе Лебедева и ряде других предприятий.
Второй способ был еще проще и заключался в покрытии самолета несколькими слоями аэролака без какого-либо цветного пигмента. От этого белый обшивочный перкаль (ситец) приобретал характерный блеск и желтоватый оттенок, который от долгого пребывания на солнце постепенно темнел. Дерево и фанера тоже становились блестящими и чуть темнее своего естественного цвета. Лаковое покрытие придавало материалам влагостойкость, а также обеспечивало дополнительную прочность и улучшало натяжение полотна.
Никаких защитных и камуфляжных окрасок в советской авиации тех лет не применялось. Исключения, как уже говорилось, составляли импортные и трофейные машины, поступавшие в Россию уже окрашенными. Очевидно, в этом просто не было необходимости, учитывая относительно малую интенсивность боевых действий в воздухе и слабую активность вражеской авиации. Сырость и вызываемая ею плесень были для красвоенлетов гораздо более опасным врагом, чем малочисленные белогвардейские аэропланы, которые крайне редко предпринимали попытки вступить в бой или атаковать советские аэродромы. А для защиты от этого врага вполне хватало аэролака и «серебрянки».
---------
Я тоже буду тут время от времени помещать сюда фотографии или рисунки-реконструкции красной авиации. Вот пока что две иллюстрации - для начала.
Разведчик LVG C-V .Эльфауге в Киеве.
Reconnaissance aircraft LVG C-V. Elfauge in Kiev.
Фарман-30 "Алеша". Северо-Западный фронт, 1919 г.
|
T.S.
Active User
From: Copenhagen
Messages: 180
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
If interested in more about aeroplanes 1918-1921 and other good articles on air forces and their planes, then go go WorldAtWar, who is now hosting the archive for Chandelle, the online-magazine for "original essays, reviews, photographs, and artwork related, however loosely, to the less familiar aspects of the history of aviation."
http://www.worldatwar.net/chandelle.html
For 1918-1920 you will find among others:
Red Fighters, 1918-1920: a Pictorial Account
|
Николай
Registered User
From: Воронеж
Messages: 1585
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
Thank you, TS, but about insignia of the Red aviation aircraft we can be found in many in our Russian networks.
|
T.S.
Active User
From: Copenhagen
Messages: 180
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
Of course you has better informations in Russia about Russian planes, but I was not trying to give you informations on the Russian Air Force.
I was trying to give non-Russian visitors some links with English texts, as Google translation is not perfect and in that way also make the Russian text easier to understand.
Now I hope you is satisfied, as I have taken the "offending" links away.
|
Николай
Registered User
From: Воронеж
Messages: 1585
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
I want to still be recalled that the name of the theme - "Red Air Force."
Now move on.
http://retrospicere.narod.ru/library-books/book_998_3.htm
В.И. Кондратьев, В.Р. Котельников
ОБОЗНАЧЕНИЕ И ОКРАСКА САМОЛЕТОВ РККВФ и ВВС РККА до 1940 г.
Текст практически дублирует вышеприведенный, поэтому даем только иллюстрации.
Истребитель Ньюпор XXIVбис летчика Р.Цельмина из Костромской авиагруппы, Вологда, лето 1918 г. Белая середина старых российских опознавательных знаков закрашена красным.
Nieuport fighter pilot XXIVbis R. Tselmina of Kostroma Air Group, Vologda, summer 1918 White middle of the old Russian markings painted red.
На этом «Фармане» летчика Горбунова красная звезда была нанесена на носу гондолы, Кзыл-Арват (Туркестанский фронт), осень 1919 г.
In this "Farman" pilot Gorbunova red star was applied to the nose of the gondola, Kyzyl-Arvat (Turkestan Front), Fall 1919
Бомбардировщик «Илья Муромец» с красными вымпелами на бортах фюзеляжа.
Bomber "Ilya of Murom," with red pennants on the sides of the fuselage.
Варианты опознавательных знаков РККВФ, существовавшие в годы Гражданской войны:
1 — красный круг с белой окантовкой: 2 — старые российские знаки с закрашенной серединой; 3 — красный круг с «адамовой головой»; 4 — черная звезда Восточного фронта; 5-6 — звезды с округлыми лучами напоминающие цветок; 7 — звезда, вписанная в кольца, применявшаяся в морской авиации; 8 — красная звезда на белом круге. 1920 г.; 9 — повернутая звезда в красном круге; 10 — звезда с уширенными лучами на белом круге; 11 — «выпуклая» звезда, нарисованная двумя оттенками красной краски; 12 — звезда с молотом и плугом.
1 - red circle with a white border 2 - old Russian characters in the middle of the shaded, 3 - a red circle with a "death's head", 4 - black star of the Eastern Front, 5-6 - a star with rounded rays resembling a flower, 7 - star, inscribed in the ring, used in naval aviation, 8 - red star on a white circle. 1920, 9 - to turn the star in a red circle, 10 - star with broadened rays on a white circle, 11 - "convex" star painted two shades of red paint, 12 - star with the hammer and the plow.
На крыльях самолета, попавшего в аварию, хорошо видны звезды со вписанными в них плугами и молотами; 18-й авиаотряд, Плесецкая, март 1919 г.
On the wings of the aircraft involved in an accident, clearly visible from the star to write on them with plows and sickles, the 18th Squadron, Plesetsk, March 1919
На этом истребителе Ньюпор XXIII звезды изображены и под нижним, и под верхним крылом, 31-й разведывательный отряд, Кресты (район Пскова), январь 1919 г.
At this fighter Nieuport XXIII shows and stars at the bottom, and under the upper wing of the 31st Reconnaissance Detachment, Crosses (Pskov region), January 1919
Истребитель Ньюпор X из 1-го отряда Балтийского флота, Петроград, 1919 г. Самолет несет звезды, вписанные в концентрические окружности.
Nieuport Fighter X in the 1st squad Baltic Fleet, Petrograd, 1919 Plane is the star inscribed in concentric circles.
«Кашу маслом не испортишь» — трофейный Сопвич «Триплан» на Ходынке, 1920 г., звезды изображены под всеми плоскостями.
"Porridge oil will not spoil" - captured Sopwith "Triplane" Khodynka, 1920, the stars are shown by all the planes.
«Снайп» Г.Сапожникова, лето 1920 г.
"Snipe" of G. Sapozhnikov, Summer 1920
Виккерс FB.19 из Авиагруппы особого назначения (АТОН), Москва, Ходынский аэродром, 1919 г.
Vickers FB.19 of special-purpose air group (ATON), Moscow, Khodynka airfield, 1919
Ньюпор XVII из 13-го Казанского авиаотряда («Чертова дюжина»), аэродром Сокологорное, Северная Таврия, март 1920 г. Самолет покрыт «серебрянкой», руль направления - белый. Красные звезды имеют непривычную ориентацию - одним лучом вертикально вниз (а на крыле - назад).
Nieuport XVII of the 13th Squadron of Kazan ("Devil's Dozen"), the airfield Sokologornoe, Northern Tavria, March 1920 Airplane covered "silver", rudder - white. Red stars have unusual orientation - one beam straight down (and on the wing - back).
Ньюпор летчика Карпухина из 34-го разведывательного отряда, Екатеринодар, май 1919 г. На борту — личная эмблема пилота.
Nieuport of pilot Karpukhin from the 34th Intelligence Detachment, Ekaterinodar. May 1919. Оn board - the personal emblem of the pilot.
Ньюпор XVII неизвестного авиаотряда.
Nieuport XVII unknown squadron.
Командир 1-й истребительной эскадрильи А.Т.Кожевников у своего самолета, 1923 г.
The commander of the 1st Fighter Squadron A. T. Kozhevnikov in his plane, 1923
Продолжение:
http://retrospicere.narod.ru/library-books/book_998_2.htm
«Бикодрон» из 29-го разведывательного отряда, Восточный фронт, Уфа, июнь 1919 г. Окрашен только капот мотора, дерево и полотно покрыты бесцветным лаком. Обратите внимание, что звезда на руле направления — черная.
"Bikodron" from the 29th Intelligence unit, Eastern Front, Ufa, June 1919 Painted engine bonnet only, wood and canvas covered with transparent lacquer. Please note that the star on the rudder - black.
Сборка в Вологде импортных самолетов, вывезенных из Архангельска, апрель 1918 г.
Assembly of imported aircraft in Vologda, were taken from Archangel, in April 1918
Сопвич «Полуторастоечный» производства московского завода «Дукс». Обратите внимание на непривычную ориентацию звезд.
Sopwith "Polutorastoechny" produced by the Moscow plant "Dux". Note the unusual orientation of the stars.
Окрашенный истребитель SPAD VII Костромской авиагруппы, Вологда, август 1918 г.
Painted fighter SPAD VII Air Group Kostroma, Vologda, August 1918
Командир 15-го разведывательного авиаотряда К.А. Рудзит в кабине своего истребителя «Ньюпор-24 бис».
The commander of the 15th Reconnaissance Squadron, KA Rudzite in the cockpit of his fighter Nieuport-24 bis.
«Сопвичи» 37-го разведывательного авиаотряда на аэродроме у станицы Семикаракорской. Май 1919 года.
"Sopwiths" of the 37th Reconnaissance Squadron on the airfield near the village of Semikarakorsk. In May 1919.
«Фарман-30» 35-го разведывательного авиаотряда после налёта на Вешенскую. На самолёте ещё не закрашены старые опознавательные знаки! 9 июня 1919 года
"Farman-30" of the 35th Reconnaissance Squadron after a raid on Vyoshenskaya. The aircraft is not yet painted the old markings! June 9, 1919
|
Николай
Registered User
From: Воронеж
Messages: 1585
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
Реконструкция аэропланов с сайта "ПАЛИТРА ВОЙНЫ"
http://wp.scn.ru/ru/ww1/f/113/1/0
Предположительно, самолет одной Морской школы воздушного боя в Ораниенбауме, около Петрограда.
Presumably, the plane of one Marine air combat school in Oranienbaum, near Petrograd.
По данным этого источника: опознавательные знаки полностью красные.
According to this source: markings completely red.
Тип точно неизвестен (17 или 23), захвачен на Литовско-Белорусском фронте частями 1-й Дивизии Стрелков Великопольских (14-й Пехотной дивизии) в 1919 г.
Not sure of the type (17 or 23), captured on the Lithuanian-Byelorussian front part of the 1st Division Wielkopolski Rifles (the 14th Infantry Division) in 1919
1-й морской ИАО, Северный гидроавиадивизион, Красный Флот. Северодвинский фронт, Гражданская война, 1918-1919 гг. Возможно это самолет с No.1758, носивший отрядное имя 'Нелли', на котором летал пилот Н.А.Яковицкий. Фюзеляж показан перекрашенным в зеленый цвет, но он вполне мог быть и темно-серым.
1st Marine IAO, North gidroaviadivizion, the Red Navy. Severodvinsk front, the Civil War, 1918-1919. Maybe it's a plane with No.1758, company officer, who bore the name of 'Nellie', which was flying pilot NA Yakovitsky. The fuselage is shown repainted in green, but he could be a dark gray.
13-й казанский РАО, РККВФ. Пилот - Ю.П.Крекис. Северная Таврия, февраль 1920 г.
13th Kazan RW RKKVF. Pilot - JP Krekis. Northern Tavria, February 1920
Ньюпор летчика Карпухина из 34-го разведывательного отряда, 1920 г.
Nieuport pilot Karpukhina of the 34th Intelligence Detachment, 1920
В таком виде, покрашенной в стандартах ВВС РККА, эта машина предстала как музейный экспонат в конце 1920-х годов.
In this form, painted in the Red Army Air Force standards, the car appeared as a museum piece in the late 1920s.
Шеф-пилот Габер Волынский. Московская Авиашкола, 1918 г. Тип машины точно не был известен, по одним источникам красным был 21-й, по другим 17-й или даже 23-й. Габер Волынский, согласно легенде, якобы летал и крутил на нем высший пилотаж на новых большевистских праздниках 1918 года, для чего и машину и выкрасили целиком в красный цвет.
Chief pilot Haber Volinsky. Moscow aviation school, 1918 Type of car just was not known, according to some sources, the red was the 21st, on the other the 17th or 23rd. Haber Volinsky, according to legend, allegedly flew and twisted it aerobatics in the new Bolshevik festivals in 1918, and why the car and painted entirely in red.
Казань, 30-е сентября 1920 г.
Kazan, the 30th September 1920
Московская авиашкола, зима 1919-1920 гг.
Moscow aviation school, winter 1919-1920.
Летом 1920 г. этот невооруженный Ньюпор 23 был персональным самолетом И.И.Семёнова, командующего авиацией 9-й армией на Южном Фронте. 'Наяда' была изображена на обеих бортах машины, но немного по-разному.
In summer 1920, this unarmed Nieuport 23 was the personal plane VI Semenov, commander of the aircraft of the 9th Army in the Southern Front. 'Naiad' was shown on both sides of the car, but a little differently.
15-й РАО. Номер: N4003. Пилот - А.К.Петренко. Летом 1919 г. самолет продолжал нести оригинальные русские кокарды.
15th RAW. Number: N4003. Pilot - AK Petrenko. In the summer of 1919 the aircraft continued to carry the Russian cockade.
Машина из 13-го истребительного отряда Шишковского, на ней перелетел к полякам красный военлет Абаканович летом 1920 г. Приземлился он на аэродроме 14-й разведывательной эскадрильи. Абаканович бывший поручик царской армии, поляк по национальности, в 1918 г. был командующим авиацией 1-го Польского корпуса генерала Добвор-Мусницкого (присвоившего ему чин полковника) в Бобруйске, после немецкого ультиматума он приказал уничтожить все имевшиеся в наличии самолеты, и скрылся, в последствии служил рядовым пилотом у красных.
He landed at the airfield of the 14th Intelligence Squadron. Abakanowicz former tsarist army lieutenant, a Pole by birth, in 1918, was the commander of Air Force 1st Polish Corps of General Dobvor-Musnitski (giving it the rank of colonel) in Bobruisk, after the German ultimatum, he ordered the destruction of all available aircraft in the presence and disappeared, later served as a private pilot in red.
4-й ИАО, Славненская авиагруппа. Польский фронт, май 1920 г.
The 4th Fighter Squadron, Air Group Slavnenskaya. Polish Front, May 1920
Костромская авиагруппа. Пилот - Р.Целминьш. Вологда, сентябрь 1918 г. Костромская авиагруппа состояла из двух авиаотрядов 1-го и 2-го.
Kostroma Air Group. Pilot - R. Tselminsh. Vologda, Kostroma September 1918 Air Group consisted of two squadrons of the 1st and 2nd.
2-й истребительный авиаотряд, 1-я Советская авиагруппа. Урал, зима 1918-1919 гг.
2nd Fighter Squadron, 1st Air Group Soviet. Urals, the winter of 1918-1919.
39-й железнодорожный отряд. Восточный фронт, 1919 г.
39th squad train. The Eastern Front, 1919
39-й железнодорожный отряд. Восточный фронт, 1919 г.
39th squad train. The Eastern Front, 1919
18-й разведывательный авиаотряд (бывший 1-й авиаотряд Костромской авиагруппы). Номер: N5115. Пилот - Н.В.Суворов. Северный фронт, март 1919 г.
The 18th Reconnaissance Squadron (formerly the 1st Squadron, Kostroma Air Group). Number: N5115. Pilot - AюN.Suvorov. Northern Front, March 1919.
1-й морской истребительный авиотряд, Северный гидроавиадивизион, Красный Флот. Номер: N5132. Июнь 1919 г. С сентября 1918 г. по май 1919 г. на этой машине летал Н.А.Яковицкий.
1st Naval Fighter aviotryad, North gidroaviadivizion, the Red Navy. Number: N5132. June 1919 From September 1918 to May 1919 on this machine flew N.A.Yakovitsky.
1-й морской истребительный авиотряд, Северный гидроавиадивизион, Красный Флот. Май 1919 г. В мае-июле на этой машине летали пилоты Н.С.Мельников и Б.А.Пилиповский. Стойки крепления пулемета Льюис должны быть немного выше.
1st Naval Fighter aviotryad, North gidroaviadivizion, the Red Navy. May 1919 In May-July on this car flying the pilots N.V.Melnikov and B.A.Pilipovsky. Rack mount machine gun Lewis should be slightly higher.
Авиагруппа Особого Назначения. Южный Фронт, сентябрь 1919 г.
Air Group Special Assignment. Southern Front, September 1919
13-й истребительный авиаотряд, 4-й истребительный дивизион. 1920 г.
13th Fighter Squadron, 4th Fighter Division. 1920
Учебный Ньюпор-10 школы морской авиации в Ораниенбауме. 1918
http://Training Nieuport-10 Naval Aviation School in Oranienbaum. 1918
Учебный самолет школы морской авиации в Ораниенбауме.
Training aircraft naval aviation school in Oranienbaum.
|
Николай
Registered User
From: Воронеж
Messages: 1585
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
http://wp.scn.ru/en/ww1/f/257/1/0
SPAD S.VII. 4th fighter squadron (Shirinkin's Group). No additional information
According this source: unit: 13th IAO. Slavnoye airfield, Polish Front, May 1920.
SPAD S.VII. Serial: unknown. During 1920's.
Bleriot-SPAD S.VII C1. Kostromskija air group, RKKVF. Serial: S1413. Pilot - N.V.Suvorov. Vologda, August 1918.
Bleriot-SPAD S.VII C1. Kostromskija air group, RKKVF. Serial: S1415. This aircraft before he had time to send to WW1 front and still in 1918 Kostromkaja air group (later this group was reorganized to 18th reconnaissance air regiment of RKKA). The pilot of this plane was probably Smirnov (later he got Red-Banner order for battles with Slavonic-British legion in 1919). This plane (and the second SPAD of air group) still flyable very short time due to mechanics broke its engines.
Dux-SPAD S.VII. 10th IAO, Slavnoye Air Group. Slavnoye airfield, Polish Front, May 1920. This aircraft was built by Moscow Dux factory.
Dux-SPAD S.VII. 10th IAO, Slavnoye Air Group. Slavnoye airfield, Polish Front, May 1920. This aircraft was built by Moscow Dux factory.
Dux-SPAD S.VII 'Kotik'. 1st Navy Fighter Detachment of Northern hydro-squadron. Serial: 1560. Circa 1919.
|
Николай
Registered User
From: Воронеж
Messages: 1585
|
|
Red Air Fleet / Красный Воздушный флот |
|
|
Самолеты 1-го социалистического авиаотряда на Комендантском аэродроме в Петрограде (апрель 1918 г.)
Aircraft 1st Squadron of the socialist to the Commandant the airport in St. Petersburg (April 1918)
И.У.Павлов на фоне своего "Эсифайфа". Видно, что на самолете установлена "Испано-Сюиза" с понижающим редуктором и четырехлопастным винтом типа Т.28096 (с широкими лопастями). Радиатор без лобовых жалюзи.
I. V. Pavlov, against the background of his "Esifayfa." It is seen that the aircraft is "Hispano-Suiza" step-down gear and four-bladed propeller-type T.28096 (with wide blades). Heatsink without a head-on blinds.
Красвоенлет Б. В. РЫКОВ в самолете «Ньюпор»-24бис
Krasvoenlet B.V.RYKOV in an airplane, "Newport"-24bis
Авария Ansaldo A300/3. Красвоенлет Полозенко, 30.07.1924г.
Accident Ansaldo A300 / 3. Krasvoenlet Polozenko, 30.07.1924
|
1 - 10 11 - 20
21 - 30
31 - 40
41 - 50
Next Last
|
|
Currently Online: 2 Guests Total number of messages: 2955
Total number of topics: 318
Total number of registered users: 1470
This page was built together in: 0.0692 seconds
|
|
|
|
|
|